Средства обучения и воспитания

в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №19 «Юные капитаны» г.Черкесска»

 

Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности  по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения.

 

 

 

Средства обучения и воспитания

 

Образовательные области

Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение

Физическая культура

 

-    Обручи пластмассовые

-    Палки деревянная гимнастическая

-     Мячи разного диаметра

-     Набор кеглей

-     Дуги для подлезания

-    Скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями)

-     Щиты для бросания

-     Кольцеброс

-     Мешочки для равновесия

-     Скакалки детские

-     Шнуры

-    Канат для перетягивания

-     Флажки разноцветные

-     Ленты

 

Безопасность

 

-   Грузовые, легковые автомобили.

-   Набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения» .

-   Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности» .

-   Набор предметных карточек «Транспорт».

-  Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности» .

Социализация

-     Игрушки  (куклы в одежде, куклы-младенцы, автомобили, одежда для кукол.

 

-     Наборы игрушечной посуды

-     Наборы парикмахера

-     Наборы медицинских игровых принадлежностей

-     Игровой уголок «Кухня»

-     Игровой уголок «Парикмахерская»

-     Игровой уголок «Магазин»

Труд

-  Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские)

-   Природный материал и бросовый материал для ручного труда .

 

Познание

-      Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные

-      Серия демонстрационных сюжетных тематических картин

-      Домино с цветными изображениями

-     Шнуровки различного уровня сложности

 -      Игрушки-персонажи

 -      Напольный конструктор деревянный 

-      Набор счетного материала

-      Счетные палочки

-      Комплект цифр и букв 

-     Набор плоскостных геометрических фигур

-      Наборы раздаточного математического оборудования

-      Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм

-     Дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры»

-       Муляжи фруктов и овощей

Коммуникация

-     Зеркало.

-    Диагностический материал

-     Наборы предметных карточек по темам

-    Набор сюжетных карточек по темам

-     Предметные игрушки-персонажи

Чтение художественной литературы

-     Комплекты детских книг для каждого возраста 

-     Иллюстрации к детской художественной литературе

Художественное творчество

 

-     Магнитная доска

-    Мольберт

-     Репродукции художников

-     Портреты художников-иллюстраторов

-    Комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка)

-    Наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка»

-    Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования

 -     Бумага для рисования 

-    Непроливайки

-     Трафареты

-     Кисточки

-     Карандаши простые, цветные

-     Мелки восковые

-     Бумага цветная

-    Картон цветной, белый

-     Безопасные ножницы

-     Клей канцелярский

-     Кисточка щетинная

-     Пластилин

-    Доска для работы с пластилином

 

Музыка

 -   Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями

-   Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка, трещотка, барабан,  погремушки)

 

-   Металлофон

-  Шапочки для театрализованной деятельности

-   Ширма для кукольного театра настольная

-   Игрушки-персонажи

-   Флажки разноцветные

-   Куклы

-  Елки искусственные

-  Гирлянды

-  Наборы елочных игрушек

Технические средства обучения

 

-       Компьютер

-       Ноутбук

-      Музыкальный центр

-        Вспомогательные технические средства

-        Носители информации

 

-Музыкальные аудиозаписи

 

 

В соответствии с ФГОС к условиям реализации Программы дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ N1155 от 17.10.2013г.) в каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.

В ДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. Есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные признаки.

В целях художественно-эстетического развития в ДОУ имеется ИЗО-студия, оборудованы уголки творчества, в которых находятся столы, мольберты, имеются различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые и жировые мелки, фломастеры, ножницы, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, соленое тесто, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты для музыкальной импровизации, самодельные шумовые инструменты. Детские работы используются для оформления интерьера.

По конструированию в группах оборудованы уголки, где собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки. В группах также имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы.

Для реализации и интеграции образовательных областей в ДОУ имеются и другие кабинеты и помещения:

Музыкальный зал – (площадью 51,7кв.м.) оборудован музыкальными инструментами, фортепиано, музыкальным центром, детскими музыкальными инструментами, дисками с музыкальными произведениями, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми, для театрализованной деятельности имеются различные театры, ростовые куклы, реквизиты, костюмерная, декорации), то есть, созданы условия для художественно-эстетического развития детей, для развития театрализованной деятельности, музыкальной, конструктивной.

Для развития экологической культуры детей имеются уголки озеленения, на территории ДОУ и в группах.

Спортивный зал – (площадью 52,5кв.м.) оснащен спортивными комплексами, крупными модулями, шведскими стенками, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, мячами-хоппболами, канатом, скакалками, обручами, кеглями, сухим бассейном и другим необходимым оборудованием. Для создания эмоционального настроя в зале есть музыкальный центр.

Кабинет логопеда – (площадью 13,3кв.м.) имеет все необходимое для работы с детьми, имеющими нарушения речи. В нем подобран дидактический материал в соответствии с возрастом детей, особенностями речевой патологии, требованиями коррекционных программ.

Для работы с детьми, нуждающимися в помощи психолога так же созданы все условия. Кабинет психолога делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку – коммуникативная, диагностическая, тренинговая (коррекционно-развивающая), зона психологической разгрузки (релаксации, сухой бассейн, центр массажа и воды, мягкий уголок), зона хранения архива, карточек.

Для предшкольной подготовки подготовительной к школе группы имеется кабинет дополнительного образования площадью 24,2кв.м., в нем установлена доска, парты, стулья, мебель для учебного материала и т.д.

Методический кабинет – (площадью 14,3кв.м.) в нем собраны: наглядный материал, пособия для проведения всех видов занятий, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов для детей.

Мини-музей – создан при содействии родителей для реализации части Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Для развития представлений о человеке в истории и культуре, имеется уголок краеведения («Русская изба»).

При организации предметно-развивающей среды в ДОУ размещена фотовыставка с целью знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитания чувства гордости за край.

Игровой зал – площадью 60,0кв.м имеется в каждой группе. Для детей всех возрастов – от младшего до старшего дошкольника имеются игровые зоны:

«Магазин», «Медицинский уголок», «Правила дорожного движения», «Зелёный уголок», «Мастерилка». «Парикмахерская» и т.д.

 

 

Наличие технических ресурсов, обеспечивающих применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

Дошкольное учреждение оснащено современной информационно-технической базой:

Создан сайт учреждения;

Есть выход в Интернет;

Имеются аудиовизуальные средства.

Имеются компьютеры – 4,

Ксерокс,

Принтеры,

Музыкальные центры - 2,

 

Оснащение прогулочных участков, их функциональность

Территория ДОУ озеленена насаждениями, имеются различные виды деревьев, кустарников, клумбы.

Игровые участки благоустроены игровым оборудованием, способствующим развитию двигательной активности: горки и лестницы для лазания, песочные домики, качели, турники. Разрисованный с выдумкой асфальт вокруг детского сада таит в себе разнообразные возможности для подвижных и обучающих игр.

Помимо групповых участков имеется большой теннисный корт, покрытый специальным мягким покрытием для занятий теннисом и физической подготовкой

 

 

 

сопровождение образования.docx


17.05.2016 / Администратор / 786